Новости

Две партии - два мнения

10-02-2013

— А если, например, руководитель

телеканала, собственник, просто не

захочет предоставить вам эфир? Ведь

тоже имеет право?

— Имеет. Тогда будет создано другое

частное, подчёркиваю, частное телеви-

дение. Если я, депутат, захочу дать ин-

формацию, я смогу встретиться со сво-

ими избирателями, смогу сам запла-

тить за себя и выступить на телевиде-

нии, написать статью в газету и прочее.

А если телевидение не будет пускать

людей, которые являются представите-

лями власти, тогда мы найдём то теле-

видение, которое нас устроит. Вот и всё.

Это произойдёт очень быстро и легко.

Телевидение нуждается в муниципаль-

ном заказе, муниципалитет нуждается в

телевидении. Здесь такой достаточно

простой симбиоз и просто решается.

Как только мы начнём тратить деньги на

создание СМИ, тогда надо сделать всё

социальным, как это было при советс-

кой власти. Либо мы опять строим соци-

ализм с перспективным уклоном в ком-

мунизм, либо мы строим рыночные от-

ношения. Одно из двух. Я против всего,

что есть бесплатно. Все должно быть за

деньги, за какую-то плату.

— Гипотетически, если бы вас избра_

ли главой или президентом, в каком

направлении вы видите развитие горо_

да или страны в целом?

— Что не продано сейчас из муници-

пальной или государственной собствен-

ности, надо допродать по рыночной

цене. И всё будет нормально. Как в Япо-

нии, как в Америке, в Европе. Ведь там

большая социальная поддержка, при-

том что история, традиции, культура —

всё сохранено, ничто не страдает. Но

знаете, откуда это берётся? Из частных

компаний. В Японии, например, почти

98 процентов всего, что есть, находится

в частных руках, хотя конституция, по

которой они живут сегодня, вступила в

силу по историческим меркам совсем

недавно — в мае 1947 года. Если вспом-

нить историю Китая, то ещё в начале 90-

х годов люди получали там зарплату 50

долларов и кроме риса ничего не виде-

ли. Дэн Сяопин «изменил» историю, и

все сейчас молятся на него.

Надо научиться брать пример с тех

стран, кто уже добился высокого уровня

жизни своего народа, сохранять лучшее,

что есть у нас: духовность, культуру, ми-

лосердие, благотворительность — и

строить новые рыночные отношения.

Я хочу сделать так, чтобы люди жили

хорошо.

 

Из интервью депутата Советов депутатов города Королёва пятого созыва (10.10.2010-2015), руководителя Королевского городского отделения и фракции ЛДПР в Совете депутатов, председателя Комиссии по вопросам информации, образования, культуры, религиозным и общественным организациям  ЕЛЧИНА Анатолия Ивановича - опубликованного в  "Калининградской правде" №13 (18029) ВТОРНИК, 5 ФЕВРАЛЯ 2013 года (стр. 4-5)

Мифы  о благе частной  собственности, приватизации  государственного  имущества  и  будущем  России.

 


Миф первый:
 Продаём  всё государственное в частные руки!

 

По данным опроса ВЦИОМ, который был проведён в июне 2009 года, за идею возврата предприятий в собственность государству высказались 82% опрошенных и лишь 7% выступили против ( для сравнения: в октябре 2008 года картина существенно отличалась – 58% «за» и 20% «против»). Однако власть не вняла результатам опроса ВЦИОМ 2009 года и, запуская очередную государственную приватизационную кампанию, преследовала  две цели: пополнить бюджет и привлечь в Россию зарубежных инвесторов. О планах провести масштабную распродажу   первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил уже  в сентябре 2009 года. До этого времени на официальном уровне о продаже госсобственности никто даже не заикался, но дефицит казны в 2,9 трлн. рублей побудил власть искать новые источники доходов.  Инвесторы глотали слюни, примеряясь к  лакомым кускам, и ждали, когда же будет утверждён план распродажи государственного имущества. Его утвердили в конце 2009 года. Но то, что государство предлагало на продажу, особого энтузиазма у иностранных инвесторов не вызвало, зато особый интерес к приватизации госимущества проявили «новоиспечённые» бизнесмены в сговоре с чиновниками, получившие затем лакомые государственные куски в результате реализации различных коррупционных «серо-чёрных» схем и это стало основной причиной провала приватизационного плана. Тогда план выполнили лишь на 16%, а выручка составила чуть меньше 2 млрд. рублей при дефиците казны почти в 3 трлн. руб.

Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский так охарактеризовал новую приватизационную кампанию государственной собственности в России: «Правительство стремится всеми силами не допустить роста социальной напряжённости, а олигархи, умело спекулируя на страхе перед народным бунтом, пытаются решить свои финансовые проблемы за счёт бюджета РФ». Однако россияне считают, что госимущество было приватизировано несправедливо, а по сути – украдено, что крупным бизнесом владеют любимчики, которые по субъективным основаниям (по родственным или коррупционным) получили куски советского наследства и  жируют в Куршевелях и на Лазурном Берегу.

Таким образом, приватизацию госимущества и частную собственность в России не следует переоценивать. Доступ к госсобственности оказался тесно связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной защиты прав собственности, а свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением.

Миф второй:  Частная собственность и рынок  порождают демократию – основу свободы!

Тезис о том, что частная собственность и рынок якобы порождают демократию, не имеет ни исторических, ни логических оснований. Давно известно, что когда у человека появляется богатство в любом виде, тогда у него возникает потребность в социальном институте частной собственности, как способе защиты его от окружающих и увеличении его объемов. В итоге первым средством защиты частной собственности  и способом преумножения богатств, для отдельной группы  людей, стало рабство. В истории человечества нигде и никогда не было по другому там, где появлялась «госпожа» частная собственность. Нужно не забывать, что в основе стремления человека к частной собственности лежит примитивное желание прожить жизнь на «халяву» за счет труда других. В этой ситуации есть только один путь – обманывать, грабить окружающих, но под прикрытием частной собственности, которая способна узаконить действия любого «собственника» в глазах общества. Тут же начинается коррупция, злоупотребление властью, беззаконие, преступность, несправедливость, что неизбежно приводит к трагедиям и войнам. Противниками идей введения частной собственности в древности были Платон, Сократ, Аристотель, Диоген и многие другие.

Миф третий:  Идём по пути развития частной собственности в других странах!

Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися. По данным Всемирного банка, к началу 90-х национальные программы сокращения государственного сектора приняли более 80 стран. Среди развитых стран широкомасштабные приватизационные мероприятия проводились только в Европе, в других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.

Вместе с тем, основными чертами британской программы приватизации являются ее постепенность, акцент на получение прибыли, законные и нормативные рамки для каждого отдельного случая и тщательная подготовка каждой продажи. Правительство всегда придавало большое значение заверениям потенциальных инвесторов в том, что они не будут ставить под угрозу возможности предприятия получать максимальную прибыль и работать с полной эффективностью.  Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включавшая лицензирование и ограничивающих возможности собственников повышать цены. Очень большое значение так же придавалось вопросам определения курса акций, подлежащих продаже. Стоимость акций не должна была быть избыточно высокой, акции должны были быть доступными мелким акционерам, они широко распространялись среди населения, что создавало благоприятный психологический климат для последующих эмиссий. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий, что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

Но такие положительные тенденции повлекли и серьёзные социальные проблемы Великобритании. Основной из них был быстро растущий разрыв в доходах между наиболее богатыми слоями общества и тех британцев, которые находятся внизу этой своеобразной иерархической лестницы. В стране периодически возникают серьезные конфликты между работодателями и наемными работниками. Например, в январе 2002 года в Лондоне проводились двухдневные забастовки работников общественного и железнодорожного транспорта, которые фактически парализовали транспортную систему юго-востока страны. Их участники добивались улучшения оплаты труда. Значительно обострилась  проблема иммиграции и иммигрантов. В одном из северных городков Великобритании, Олдеме, прошли самые ожесточенные  столкновения на расовой почве между белой молодежью и выходцами из африканских и азиатских стран. Великобритания, как и другие страны Западной Европы, сегодня не готова отказаться от выгод иммиграции, основной поток которой сейчас идет из исламских стран (дешевая рабочая сила, готовая занять непрестижные рабочие места и решить проблему старения местного населения). Не может она найти и оптимальные пути ассимиляции представителей чужой культуры, сохранив при этом традиционный уклад своего общества. Подобные события повторились и в ряде других стран принявших за основу модель британской программы приватизации госимущества и частной собственности.

В США согласно официальным документам федерального правительства приватизация рассматривается  как  долгосрочная  стратегия  расширения  частного сектора за счет сокращения общественного. Но весь вопрос в том, какова степень неравенства в распределении собственности. Здесь - умолчание. Вот сводка из газеты «Нью-Йорк Таймс» от 17 апреля 1995 г.: «40% всех богатств в США принадлежат 1% населения. Доля в доходе как богатой, так и бедной части населения США сохраняется с точностью до десятой доли процента с 1950 г.» (сводка U.S. Bureau of Census приведена в журнале «США: экономика, политика, идеология», N 10,1994).

Проводимые правительственные реформы в рамках распродажи госсобственности и отсутствия надлежащего государственного контроля  за частной собственностью  привели к тому, что в этой богатейшей стране мира 45% американцев не имеют пенсионной программы. Только 20 % имеют гарантированную пенсию. Такая же ситуация и в здравоохранении. Число людей, не имеющих медицинской страховки, достигло более 16 %., около 45 миллионов американцев не могут получить квалифицированную медицинскую помощь. Недавние исследования показали, что «средняя Америка» начинает чувствовать неуверенность, явление, указывающее на неизбежные социальные проблемы.

Азия в плане развития института частной собственности и приватизации госимущества поступает более мудро. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей собственности правительства частным лицам предполагает только лишь снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий, и в целом означает несколько вариантов преобразования государственных компаний: в акционерные общества с последующей продажей акций населению и в государственные предприятия, сдаваемые в аренду  частным собственникам.

В 1955 - 1973 годах мир с изумлением наблюдал за фантастически быстрым (на 9 - 10 процентов в год) ростом производства в Японии, прежде всего - высокотехнологичной продукции. Япония по уровню жизни догнала развитые страны Запада, причём обошлась без внешних займов. Но вместе с тем, Японская экономика по существу остаётся плановой, как и в бывшем СССР. Первый план экономического развития страны на 1948 - 1952 годы был составлен в 1949 году, но не был утверждён американскими оккупационными властями. Первый утверждённый план относится к 1955 году. Японские планы - индикативные, указывающие исключительно на внутренние ориентиры развития страны. Японцы считают, что в чисто рыночной экономике общенациональные задачи отступают на дальний план, преобладают узкокорыстные и краткосрочные интересы. Там долгосрочное планирование и прогнозирование теряют под собой основу, и дело кончается кризисом, иной раз с весьма тяжёлыми социальными последствиями. Институт частной собственности в Японии строго подчинен соблюдению норм  действующего законодательства, основанного на национальных обычаях и традициях. К примеру, всемирно известная Фудзияма или Фуджи – гора, издревле являющаяся символом Японии, находится в частном владении. В монастыре Хонгю Сенген сохранилась дарственная, датированная 1609 годом, в которой Сегун передал эту гору во владение храму. Верховный суд страны подтвердил ее подлинность в 1974 году. Неизвестно, зачем монахам гора, однако право собственности в Японии незыблемо, поэтому Фуджи принадлежит монастырю по сей день. Для японцев божественен император, божественен их народ, божественна сама японская земля, острова. Их мировоззрению присуще гармоническое единство божественного и человеческого, что видно и из творений современной японской культуры. Частые землетрясения и извержения вулканов, цунами и тайфуны, подчас разрушительные, заставляют  людей держаться вместе и приходить на помощь друг другу. "Вся община живёт и трудится как единое целое", в ней царит дух братства и сотрудничества. Отсюда берёт своё начало японский коллективизм. Японцы сформировались как ревностные поборники идеи равенства, для которых жестокое господство и подчинение невыносимы.

Несомненно, одной из ведущих держав в настоящее время является Китай. Китайская цивилизация - одна из самых древних цивилизаций на Земле. Она настолько своеобразна, что редко кто из людей европейского воспитания в состоянии адекватно оценивать происходящее в этой стране. В России, после распада СССР, объём производства и технологический уровень катастрофически упали, большинство населения впало в нищету, страна увязла во внешних долгах и во многом потеряла свою самостоятельность. Китай, напротив, развивал свою экономику весьма высокими темпами - до 10 процентов в год. Таких темпов развития на протяжении 20 с лишним лет не знала ни одна страна в мире. В итоге Китай входит в тройку лидеров мировой экономики. В то время как руководство России отказалось от планирования социально-экономического развития страны, в Китае плановое хозяйство ведётся с 1957 года. И хотя в китайской экономике действуют законы товарно-денежных отношений, в стране сохраняется мощный государственный сектор. Земля в Китае принадлежит государству, как и почти все предприятия, добывающие сырьё и производящие полуфабрикаты. Экспорт и все финансовые потоки также находятся под контролем государства. Поэтому Китаю незнакомы "бегство капитала за рубеж", китайская элита не имеет счётов в зарубежных банках, свободное хождение доллара или иной иностранной валюты в стране не допускается.

Миф четвертый:  Коммунизм, социализм – противники частной собственности и рынка!

С первых лет существования советской власти она всегда заботилась о поддержании высокого уровня морально – нравственного и духовного развития советского народа. В Программе КПСС написано: «В процессе перехода к коммунизму, все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования взаимоотношений между людьми». Главной учебной книгой для формирования нового человека, который должен  соответствовать требованиям коммунистического будущего, был «Моральный кодекс строителя коммунизма». Характерно, что В.И. Ленин и партия большевиков, которые в течении нескольких лет проводили политику  полного контроля государства над промышленными и продовольственными запасами страны, сразу после окончания гражданской войны в России  разработали  “новую экономическую политику” (НЭП), сущность которой сводилась к признанию необходимости частнособственнических-рыночных отношений под контролем государства. Речь, по сути, шла о концепции и практике “товарного социализма”, а в основе экономического развития страны лежал принцип плановой экономики и контроля государством частной собственности. Благодаря этому  Россия преодолела экономическую разруху, восстановила хозяйство и стала развиваться быстрыми темпами. Такого же принципа придерживаются Япония, Китай и другие страны положившие в основу государственного устройства коммунистические и социалистические идеи развития общества. К примеру, традиционной китайской культуре свойствен принцип целостности, который проявляется и в экономике, и в политике, и в военном деле, и в искусстве. Это и определяет особенности "конфуцианского капитализма (социализма)" или "разумного национального коммунизма". Принцип опоры страны на собственные силы, которого в СССР придерживался И. Сталин, - это в Китае стратегическая установка. Идеологом нынешнего Китая является не Мао Цзэдун, а Дэн Сяопин положивший в основу идеологии Коммунистической партии Китая не борьбу классов, а мирное развитие производительных сил. Сам Дэн Сяопин говорил противникам Китая: « Вы должны молить Бога о том, чтобы КПК правила в Китае тысячу лет. Ведь если она уйдёт, в Китае начнётся хаос, из него потекут потоки беженцев - 5 миллионов в Монголию, 10 миллионов в Японию и 150 миллионов в Россию».

Другой пример соседняя Белоруссия. Не имея такого производственного потенциала и природных ресурсов как в России, так же избран путь плановой экономики, постепенной трансформации при активной регулирующей роли государства на основе социалистических принципов. Под контролем государства находится большая часть экономики; на долю государственных предприятий приходится около 55% общей численности занятых в экономике и почти 2/3 ВВП. Приватизация идёт относительно медленными темпами, но под жёстким государственным контролем. Государством регулируется значительная часть цен, сохраняется система госзаказов на производство ряда важнейших видов продукции. Уровень жизни населения с середины 90-х  имеет устойчивую тенденцию к повышению. Внутриполитическая ситуация в Белоруссии в последние годы является в целом стабильной. Большая часть населения поддерживает президента А. Лукашенко, что отчётливо проявилось на президентских выборах. Руководство республики с помощью созданной А. Лукашенко административной вертикали полностью контролирует обстановку в стране. По некоторым оценкам, белорусская армия входит в десятку самых боеспособных армий Европы.

 

Стереотипы о будущем России, частной собственности и тотальной распродаже  госимущества:


Нынешним российским господам, бывшим коммунистическим партийным товарищам, стоит напомнить о том, что под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР в конце 80-х. Однако, последующие события потянувшие за собой развал страны и крах экономики, не позволили произвести реформы в области приватизации и укрепления института частной собственности. Практические преобразования собственности в России начались только в 1992 году, тогда как коммунистические идеи и социалистические принципы уже находились под государственным запретом пришедших к власти либералов и демократов. Согласно исходному замыслу первой волны приватизации, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента Б. Ельцина в 1992 году прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны были использоваться до середины 1994 года. Организаторы приватизации уверяли население страны, будто цена ваучера достигнет цены автомашины и этим соблазняли людей на приватизацию, на потрясение всей экономической системы страны. Но главная ложность этих понятий, как непререкаемый постулат, частная собственность – как самоцель и абсолютная общечеловеческая ценность. Рыночный курс ваучера сравнялся с его номиналом уже к осени 1993 года, и даже к концу ваучерной компании курс был ниже цены велосипеда. Такими  ваучерами «новая элита» и приватизировала госимущество. После проведения такой «приватизации» реставрация командной экономики стала в России невозможной, так как это нарушало бы интересы новых частных собственников, сделавших себе состояние на разделе государственной собственности.

Известно, что частная собственность - это не зубная щетка, не дача и не «мерседес». Это - средства производства. Тот, кто их не имеет, вынужден идти в работники к владельцу средств производства и своим трудом производить для него доход. «Из людей добывают деньги, как из скота сало», - гласит пословица американских пуритан, носителей самого чистого духа капитализма.

В современной России масштабные приватизационные кампании развиваются весьма загадочно. Планы пересматривают чуть ли не каждый месяц, и в итоге может выйти совсем не то, что задумывалось изначально. К примеру, как быть с теми, кто на момент приватизации, только родился на свет, не говоря уже о тех, кто только  родиться в будущем? Что они будут приватизировать после передачи в частную собственность всего госимущества?

Таким образом, в одночасье решено лишить будущее поколение, тех прав (человеческих ценностей)  которые теоретически принадлежали их родителям не имевшим возможности приобрести частную собственность на госимущество по рыночным ценам.

А что будут защищать эти люди в военное время? За чью собственность они будут, не дай Бог, проливать свою кровь? Такое иногда случается. Какая им разница, на какое частное лицо  работать, если все образование, медицина и прочее они покупают за свои заработанные деньги. Значит, и воевать они будут только за деньги, а за спасибо, очень быстро разбегутся в разные стороны.

Известный американский журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение»  выдвинул целую концепцию стереотипизации как основы пропаганды. Он писал: «Из всех средств влияния на человека самым тонким и обладающим исключительной силой внушения являются те, которые создают и поддерживают галерею стереотипов. Нам рассказывают о мире прежде, чем мы его увидим, представляя  большинство вещей прежде, чем познакомимся с ними на опыте ».

В России, ошибки, недальновидные и корыстные решения, неурегулированность экономических отношений, отсутствие достаточной юридической базы и недейственность законов, стали чреваты долгосрочным ухудшением положения в народном хозяйстве, подрывом доверия населения к проводимым реформам, неблагоприятными социальными последствиями и обострением внутриполитической ситуации в стране.

И всё же, частная собственность полезная штука в определенных обстоятельствах существования человечества, в вариантах его развития, но нет сомнений в том, что она как социальный институт обязана подчиняться общим законам, жестко контролироваться государством и работать на улучшение жизни  народа. Одновременно  российские частные собственники должны быть не только честными, порядочными, законопослушными людьми, но и гражданами с государственным мышлением, отдавая свои силы не слепому личному обогащению, а служению через бизнес России и русскому народу. Но как показывает время, нынешняя российская  элита и власть не способны сегодня к таким «жертвам» на благо нашей великой Родины.

 

Так стоит ли спешить с передачей всего муниципального или государственного имущества в частную собственность?

 

Второй секретарь Королёвского ГК КПРФ,

cоветник государственной гражданской

службы Московской области

А.А.  Яскевич.