Новости

Идеология лидерства должна стать идеологией профессионализма и партнёрства

21-02-2014

Интервью, которые даёт «Калининградской правде» депутат Московской областной Думы Татьяна Ордынская, всегда отличаются актуальностью выбранных тем и объективностью оценок. Вот и в этот раз разговор зашёл о вопросах, важных как для всего Подмосковного региона, так и для нашего города.

— Татьяна Адимирикановна, расскажите об итогах прошедшего года и о результатах работы областной Думы за этот период.

— 2013 год для Московской областной Думы был юбилейным, ей исполнилось 20 лет.

Отмечу, что законотворческая деятельность, как таковая, является не только интересной, но и очень сложной. На первый взгляд может показаться, что написать и принять какой-либо закон не так уж и трудно. На самом деле это, конечно, не так.

Непосредственному принятию закона предшествует весьма кропотливая и большая по объёму работа. Зато, когда закон вышел и начал реализовываться на практике, наглядно убеждаешься в том, что он оказывает значительное влияние на жизнь людей.

Показательно, что за 20 лет работы Московской областной Думой было принято более тысячи законов. Большая часть из них затрагивает такие важные для людей сферы, как правовая, экономическая, социальной защиты, образования, культуры и здравоохранения. Объективно говоря, эти законодательные акты помогли определённым образом поддержать людей и по некоторым параметрам улучшить их жизнь. Конечно, в наибольшей степени их позитивное воздействие ощутили на себе наименее социально защищённые группы населения.

Наша область отличается тем, что в ней было принято большее количество таких социально-ориентированных законов, чем в других российских регионах.

Конечно, сегодня есть проблемы, которые требуют законодательного разрешения, и у нас тоже были определённые упущения и недоработки. Это, во-первых, земельный вопрос и, во-вторых, охрана и защита наших природных ресурсов, главными из которых в Подмосковье являются леса. К сожалению, приходится констатировать, что в нашей области имело место много случаев нецелевого использования (а если сказать прямо, то просто разбазаривания) земли, в том числе — сельхозугодий.

Земля, как и леса, — одно их основных богатств региона. И там, где к её использованию подходят рачительно, то и результат бывает очень достойным. Например, молочная и иная продукция сельскохозяйственных предприятий Дмитровского района известна и востребована не только в нашей, но и в соседних областях. Есть и другие положительные примеры, но в целом по региону вопрос использования земли стоит очень серьёзно.

С областными лесами положение сложилось не менее серьёзное. С одной стороны, на их состояние очень плохо влияют насекомые-вредители. В прошлом году, если вы помните, было настоящее нашествие на Подмосковье жука-типографа, который уничтожает кору и древесину. С другой стороны, в своё время была фактически разрушена вся система лесного хозяйства. Некому было следить за состоянием деревьев и вовремя принимать необходимые меры. Именно поэтому мы и могли наблюдать такую плачевную картину с подмосковными лесами.

Сейчас региональная политика в этой области кардинально изменилась в лучшую сторону. Было создано специальное ведомство, на работу в которое были приглашены опытные специалисты. Тем не менее процесс восстановления и увеличения лесного фонда области является очень непростым, затратным и трудоёмким. Недаром во время недавней встречи Губернатора А.Ю. Воробьёва с Президентом В.В. Путиным речь шла, в том числе, и о необходимости поддержки со стороны федерального центра в решении данного вопроса. Эта задача и ещё ряд других являются первоочередными в повестке областной Думы нынешнего созыва.

Среди депутатов много серьёзных специалистов с большим опытом не только законотворческой, но и практической работы. Когда мы решаем те или иные вопросы, касающиеся жизни региона, то оставляем в стороне такие факторы, как партийная и фракционная принадлежность, и работаем одной командой — комитет с комитетом, фракция — с фракцией. На первый план в нашей работе выходят профессионализм и знание своего дела. Несмотря на различные подходы и взгляды, цель у всех нас по большому счёту одна — разработать и принять такие законы, которые способствовали бы успешному развитию области и служили на благо её жителям.

Более того, стоит отметить, что данным подходом руководствовались все депутаты, которые избирались от нашего города в областные Думы предыдущих созывов. Все они сделали для Калининграда, а затем — Королёва очень много полезного.

Отмечу, что у нас в Московской областной Думе есть опыт, который перенимают парламентарии из других регионов. В частности, это проведение мониторинга того, как работают принятые законы на практике. Создаются специальные комиссии, которые выезжают на места, проводят проверки и собирают фактический материал. Итоги мониторинга анализируются на заседаниях Комитета, а затем выносятся на заседания Думы. И если нужны поправки к действующим законам (или новые законы), то они соответственно принимаются. Таким образом, налаживается очень важная обратная связь между законами, правоприменительной практикой и реальным положением дел.

Приведу один пример — помощь людям с ограниченными физическими возможностями. В этой сфере сегодня, в принципе, принимается масса всевозможных мер — выделяются деньги, строятся пандусы и т. д. Но при этом зачастую упускаются из виду другие, не менее важные аспекты этой проблемы. Ведь ребёнок с ограниченными возможностями в принципе не может учиться в общем классе. Ему должны быть созданы особые условия и обеспечен индивидуальный подход. А это, как вы понимаете, дополнительные деньги, значительно превышающие стандартную сумму, которая выделяется на каждого ребёнка. Так вот, в Московской области эти средства сегодня выделены, и они превышают обычный норматив почти в семь раз. Подобных примеров можно было бы привести достаточно много.

Мой избирательный округ достаточно большой, в него входят не только Королёв и Юбилейный, но и ряд других муниципальных образований. У каждого из них есть свои проблемы, поэтому приходится работать не только по тем вопросам, которыми непосредственно занимается Комитет по культуре, но и по самому широкому спектру задач.

Например, в Щёлкове на первый план выходит сохранение уникального природного комплекса Медвежьи озёра, в Монине — передача земельных территорий из ведения Министерства обороны в муниципальную собственность, а в Красноармейске жители просят обеспечить ценовую доступность находящихся в частной собственности спортивных сооружений. В проведение Олимпийских игр в Сочи инвестируются огромные средства, и на этом фоне было бы грех не поддержать дворовые спортивные команды. К сожалению, сейчас не существует законодательной базы для прямой финансовой поддержки самодеятельных спортивных команд и коллективов. Так что и в этой области нам предстоит поработать, для того чтобы снять бюрократические барьеры и сделать спорт по-настоящему массовым.

— В сентябре прошлого года, как известно, состоялись выборы Губернатора Московской области, по итогам которых победу одержал А.Ю. Воробьёв. Как складываются взаимоотношения между Губернатором, Правительством и областной Думой?

— Кратко их можно охарактеризовать так: они основаны на стремлении к уважению, доброжелательным отношениям и конструктивному взаимодействию.

Так получилось, что за прошлые два года в Подмосковье дважды поменялось руководство региона, и работали соответственно три состава областного Правительства. Не скрою, налаживать взаимодействие с исполнительной властью в таких условиях Думе было достаточно сложно. Но в настоящее время ситуация стабилизировалась — выборы состоялись, Правительство сформировано и утверждено. Команда в нём собралась достаточно молодая, активная и энергичная.

Но и здесь далеко не всё идеально, так как, с моей точки зрения, возник определённый перекос в сторону кадров, до настоящего момента не имевших ни малейшего отношения к нашей области. Я нисколько не сомневаюсь в их компетентности и профессионализме, но проблемы региона знакомы им недостаточно хорошо, они, если можно так выразиться, не являются для них родными и настолько близкими, как для коренных жителей Подмосковья.

То, что Губернатор привлёк к работе свою команду, это абсолютно нормально. Более того, я считаю, что молодым эффективным менеджерам, в принципе, можно доверить широкий круг вопросов, кроме, наверное, тех, которые непосредственно касаются обеспечения жизни людей. Социальными вопросами, в первую очередь, должны заниматься люди, которые не просто хорошо знают область, но и представляют себе все этапы её развития. То есть они должны не только знать о проблеме, но и понимать, как и когда она возникла. Только тогда можно найти оптимальный способ её решения.

Фракция КПРФ выходила с предложением — принять такой порядок формирования Правительства, при котором министры на социально значимые направления деятельности утверждались бы Думой. Но, к сожалению, это предложение не было поддержано ни Правительством, ни большинством Думы. Однако этот вопрос настолько важен, что мы не собираемся снимать его с повестки дня. И уж первые подвижки пошли. 4 февраля объявлено о назначении министром образования Правительства Московской области Марины Захаровой, депутата областной Думы, заместителя председателя Комитета по образованию и культуре, опытного педагога, очень уважаемого профессионала. Думаю, можно считать, что у Думы и Правительства начала вырабатываться единая позиция.

Пока Дума утверждает только кандидатуры вице-губернаторов и заместителей руководителя Правительства. Перед этим каждый из кандидатов проходит «горнило» думских фракций, где ему приходится отвечать на самые разные, зачастую весьма сложные вопросы. То есть утверждение в Думе на тот или иной пост — это далеко не формальная процедура. Пожалуй, ни по одному из кандидатов не было единогласного одобрения, обязательно кто-то голосовал против. Понятно, что каждому из утверждаемых Думой чиновников хочется набрать по возможности наименьшее число таких «чёрных шаров», поэтому и готовятся они к этой процедуре очень серьёзно. Правительство периодически отчитывается перед Думой, в марте нам предстоит выслушать и проанализировать отчёт Губернатора.

Отмечу, что в Думе, по сравнению с Правительством, работают люди более зрелого возраста, при этом опыта у них соответственно тоже больше. Если удастся соединить практический опыт одних и креативную энергию других, то можно будет достигнуть очень хороших результатов в нашей совместной работе.

— Ваше мнение об административной реформе, фактически уже начавшейся в нашей области? Как вы смотрите на перспективы объединения Юбилейного и Королёва?

— Административная реформа — это очень непростой, но объективно необходимый процесс. В ходе этой реформы меняется схема, которая сложилась в Подмосковье за последние 20 лет. В советское время в Московской области было 44 района, что позволяло осуществлять вполне эффективное управление регионом. Сейчас принято решение — не пренебрегать этим опытом и вернуться к системе более крупных муниципальных образований. Для такого решения есть достаточно оснований.

Во-первых. В ряде территорий сложилась ситуация, когда параллельно существуют два «хозяина» — глава района и мэр районного центра. Получается, что один ведает землёй, а другой — коммуникациями, и нередко возникает конфликт интересов, который, естественно, не идёт на пользу жителям.

Во-вторых, в области расплодилось огромное число чиновников. В некоторых районах на их содержание уходит львиная доля бюджета, что является совершенно неоправданным, особенно, если данный район является дотационным.

В-третьих, сегодня в Подмосковье более 360 муниципальных образований. Наладить эффективное управление таким количеством территорий очень непросто.

Но с другой стороны, у этой системы были и свои плюсы. Ведь во многие районы, которые до этого времени были фактически заброшены, финансирование начало поступать напрямую, и они за 2–3 года радикально изменились. Например, те же Медвежьи Озёра из забытой Богом деревни преобразились в современный посёлок с развитой инфраструктурой, не уступающий лучшим западноевропейским образцам.

В своё время Юбилейный стал самостоятельным городом, находясь при этом внутри другого города — Королёва. С тех пор у наших городов существует во многом общая инфраструктура, но при этом каждый из них развивался своим путём. В том же Юбилейном существует шаговая доступность к власти, так как город этот небольшой, компактный по территории, и все там друг друга знают. При этом у него фактически отсутствуют перспективы развития, что связано, в том числе, с дефицитом земли и недостаточной для формирования полноценного бюджета налогооблагаемой базой.

Для жителей Королёва от грядущего объединения никаких минусов, скорее всего, не будет. Наоборот, научная мысль получит новый импульс, а ставший единым научно-производственный комплекс почувствует приток «свежей крови». 

Для Юбилейного этот процесс оказывается болезненным. Ведь и сам город, и населяющие его люди уже привыкли жить самостоятельно. Однако, с моей точки зрения, объединение возможно. Могут быть различные варианты взаимодействия. Юбилейный может получить статус автономии в вопросе взаимодействия с населением на данной территории.

Возможна и другая схема. Население нового города после объединения будет составлять около 220 тысяч человек. Вполне разумно взять пример с Москвы и создать на территории «Большого Королёва» пять мини-префектур с органами местного самоуправления, которым центральная городская власть могла бы делегировать часть своих полномочий.

Таким образом, вопрос «Стоит ли нам объединяться?» переходит в другую плоскость, а именно: «Как мы будем это делать и что мы получим в итоге?». Конечно, объединение не должно быть самоцелью. «Большой Королёв» станет самым крупным в России наукоградом. При этом работа его научно-производственных предприятий, медицинских, образовательных и иных учреждений, а также развитие инфраструктуры должны выйти на качественно новый уровень. Вот такое объединение будет полностью оправданным и обоснованным.

Одним словом, люди должны увидеть для себя конкретную пользу и сами захотеть объединиться. А для этого необходимо учесть каждое из существующих мнений. Сейчас все мы должны прямо и открыто высказаться о том, что мы хотим получить в результате этого объединения, и от споров перейти к конструктивному диалогу. Например, люди хотят, чтобы были прямые выборы Главы города, а Совет депутатов избирался по пропорциональной системе и депутатов в нём стало больше.

Моя общественная приёмная и мой сайт всегда открыты для конкретных предложений, касающихся проведения административной реформы. Я не сомневаюсь в том, что процесс объединения может стать той созидательной идеей, которая консолидирует вокруг себя гражданское общество Королёва и Юбилейного и позволит нам сделать значительный шаг вперёд.

— Ваше впечатление об обращении Губернатора?

— Обращение Губернатора, прозвучавшее 29 января, — грамотный и перспективный документ. Особенность его в том, что он отличается конкретным анализом прошлого и определяет перспективы на будущее. Приоритеты социально-экономических задач, взятых на вооружение, в целом отвечают проблемам региона, причём пути решения взяты нестандартные, с идеологией лидерства. Это вызывает оптимизм. В то же время, на мой взгляд, недостаёт конкретной молодёжной политики и не определены условия участия молодёжи в конкретном социально-экономическом секторе.

Ленинские слова: «Не пытайтесь решать новые задачи прежними методами», порой сегодня находят подтверждение. Мне сейчас приходит много информации с территории округа о подобных фактах. Пример — как только появляется земля в том или ином поселении, тут же отовсюду налетают «коршуны», не имеющие никакого отношения к этой территории, и стремятся решать свои экономические задачи, в первую очередь создание новой строительной базы в своих интересах.

Поэтому у Московской областной Думы и Правительства ещё много работы по поводу выработки новых технологий в плане реализации новых задач в обращении.

Идеология лидерства, на мой взгляд, должна стать идеологией профессионализма и совести. 

Подробнее: http://korolevnews.ru/news/?id=2918