Новости

Тарифный план «Послевыборный». Рост тарифов ЖКХ опережает инфляцию в 24 раза

03-07-2012

С 1 июля в России подорожало если не все, то многое. Выросли тарифы ЖКХ: на холодную и горячую воду, отопление, электричество, газ, ремонт и содержание домов. И ведь водкой горе не зальешь, потому что крепкий алкоголь и табак тоже подорожали.

Ну что же? Затянем потуже пояса, подготовим полочку для зубов и протрем ее, чтобы класть зубы на чистую поверхность? Закупим соль и спички, а заодно и свечи? Попутно вспомним рецепты самогоноварения, а еще откажемся от личного автомобиля. Впрочем, и от поездок общественным транспортом тоже. Переходим на натуральное хозяйство в землянке за чертой города! Таков краткий вывод из того великолепия, которое наступает у нас с сегодняшнего дня.

«Ходят слухи, будто все подорожает - абсолютно, а особенно поваренная соль». У Владимира Высоцкого, кстати, в знаменитой песне было несколько вариантов того, что именно подорожает. В зависимости от ситуации и соль у него дорожала, и алкоголь. На злобу дня, так сказать.

У нас же с 1 июля подорожало если не все, то многое. А главное - самое важное. Поднимаются тарифы ЖКХ. Дороже стали горячая и холодная вода, отопление, электричество. Газ - на 15 процентов, а ремонт и содержание домов - аж на 25. И ведь водкой горе не зальешь, потому что крепкий алкоголь подорожает минимум на 20 процентов, табак - на 7,5. Не говоря уже о штрафах для водителей, росте цен на бензин.

И все это единовременно. И все это на фоне нестабильного рубля. И все это скажется на всех без исключения, потому что только люди незрелые могут говорить, что их не касается цена на бензин, потому что у них нет машины. Цена на бензин скажется на цене всех товаров до единого, потому что товары надо перевозить, а чтобы их перевозить, нужен бензин.

В принципе тут нет ничего удивительного. Не было случая, чтобы тарифы снижались. Они всегда только росли. Росли два раза в год - в январе и летом. Ну уж в январе-то стабильно росли. Но сейчас была особая ситуация. Опасаясь «внезапно» поднявшейся волны протестов, власти решили пойти на «очень хитрый» ход и перед выборами Путина оставить старые тарифы. Полагая, что благодарный народ за это еще охотнее пойдет голосовать за Владимира Владимировича. А теперь-то чего уже таиться? Но нам не забывают все-таки напомнить о благодеянии. Мол, мы же не повышали тарифы, мы заботились о вас.

О себе вы заботились! И лучшим доказательством этого служит простая арифметика.

Умные люди с калькуляторами уже доложили нам, что за время существования независимой России инфляция выросла на 1000 пунктов, а вот тарифы ЖКХ выросли на 24 тыс. пунктов. То есть рост тарифов опережал инфляцию в 24 раза. Даже теперь новые тарифы в среднем перекрывают инфляцию вдвое! Возможно, этому есть некое обоснование, но в моей голове, не отягощенной дипломом Высшей школы экономики, это не укладывается. И большинство наших соотечественников такими дипломами тоже не обладают. Но они обладают каким-никаким, а мозгом, и им будет несложно понять, что жить стало хуже, жить стало грустнее.

Это тебе не программа «Время», ее клюква и лапша на уши. Это реальный семейный бюджет, в котором образуется дыра. И люди, кроме того, легко сопоставят тот очевидный факт, что рост тарифов, да еще опережающими темпами, не приводит к росту качества услуг. Ну вот если бы я стал платить больше, а у меня и трубы в доме поменяли, и воду перестали летом отключать, и лифт нормальный сделали. А у меня подъезд покрасили какой-то дрянью, и эта дрянь через два дня после ухода маляров уже осыпается! И я не могу понять, куда ушла разница. Хотя могу предположить...

Однако речь ведь не только о банальном воровстве. В конце концов наше государство еще не настолько оборзело, чтобы прямо закладывать «расходы на воровство» в тарифы. Оно преследует другую цель. В казне с деньгами плохо. Кроме нефти и газа, других стабильных источников дохода нету. Капитал из страны бежит, производство не развивается, модернизация закончилась, не начавшись, оборонные расходы - космические, в Пенсионном фонде - полный... как бы помягче сказать... короче говоря, плохо все с Пенсионным фондом. Остается решать своим проблемы за наш счет. Акцизы, тарифы. Нас пощадили перед выборами, зато теперь сдерут по полной.

Но! Я всегда говорил о том, что протесты в стране лишь тогда станут массовыми и опасными для власти, когда будут затронуты интересы не только рассерженных горожан, но и так называемого простого народа. Когда жизнь ударит по тем людям, которые реально не задумываются о честности выборов, свободе слова или праве на митинги и шествия. Этим людям главное, чтобы было что поесть, была работа и тому подобные базовые обывательские вещи. А повышение тарифов, акцизов и прочих цен - это то, что как раз бьет по этим людям, что нарушает привычный размеренный ход их жизни.

Власть ведь могла бы этого и не допустить. Она могла бы пойти на политические перемены, которые привели бы и к либерализации экономики, сделали бы ее более эффективной, а значит, помогли бы избежать ситуации, когда граждане должны латать своими деньгами прорехи в государственной казне. Но власть не захотела проводить ни политические, ни экономические реформы.

Конечно, даже это тотальное подорожание всего и вся не приведет к революции и бунтам. Во-первых, запас прочности пока есть. Во-вторых, есть и запас терпения, который исторически у нашего народа вообще очень велик. Что говорить, если большую часть истории народ наш просто голодал!

Но важны не только конкретные цифры. Важно направление движения! А направление это печальное. Сейчас тарифы повысились на столько-то, потом они повысятся еще, потом еще. Затем под бременем военных расходов нам перестанет хватать уже на необходимое, потом нефть упадет, рубль упадет, потом еще что-то случится. У нас все перемены при нынешней политике могут быть только к худшему.

В конце концов хронические болезни начинаются с незначительных симптомов. Но мы не обращаем на них внимания, не лечимся, и болезнь неизбежно переходит в ту стадию, когда лечить ее уже нечем. А пока мы еще только мило спрашиваем: газ подорожал, электричество подорожало, бензин подорожал, водка подорожала... А поцеловать?

Антон ОРЕХ, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
КПРФ